Итак, что же такое акцентуация психософской функции? В интернете я нашел несколько упоминаний данного явления, и все они так или иначе ведут к первоисточнику – проекту Императивной Соционики. В рамках их проекта были описаны акцентуации психософских функций:
https://bestsocionics.com/psychosophy/accentuations (дата обращения: 21.11.2020). После изучения материала возник ряд вопросов.
Итак.
- Идея существования акцентуаций интересна, но открытым остается вопрос о том, какое обоснование у того, что они могут существовать в принципе? В описаниях на сайте не было обнаружено описаний каких-либо психософских предпосылок к тому, чтобы какое-то из свойств проявлялось сильнее или слабее. Наверное, три свойства, образующие функцию должны быть равнозначны между собой, иначе бы типология была построена по иному принципу и модель Афанасьева содержала бы куда больше функций, чем четыре.
- После прочтения того, что акцентуация – это «наиболее яркое проявление одного из трёх свойств, которыми обладает функция», сразу возник вопрос: что, если ни одно из свойств не проявляется ярче остальных – можно ли сказать, что акцентуации нет совсем? И что, если два свойства выражены одинаково – можно ли сказать, что у человека две акцентуации? Либо выражено может быть только одно, и тогда почему так?
- Вызывает вопрос и ситуация об оценке степени выраженности свойства. Как определить, что выражено наиболее ярко? Если я верно понимаю концепцию авторов, акцентуация характера не измеряется объективными методами, чтобы оперировать понятиями «больше» или «меньше». А без этого оценка акцентуации приобретает субъективный характер.
- Авторы упоминают, что «остальные свойства всё так же наблюдаются и по ним можно типировать, но не слишком бросаются в глаза и не так сильно влияют на поведение человека». В связи с этим возникает вопрос: как складывается такая ситуация, что из-за акцентуации другие свойства становятся незаметными и теряют свое влияние на поведение человека? Чем объясняется данный феномен?
- Также вызвал вопрос пример с сайта: «За типами с четвёртой Волей мы можем пронаблюдать одну из трёх основных моделей поведения».
После изучения данных трех моделей, я задался вопросом, а могут ли быть еще варианты 4В или существует только эти три? И нельзя ли сказать, что эти модели выходят за пределы психософии и заключаются в низкой самооценке («не уверен в себе, слабохарактерный и вялый»), самодурстве («подвержен своим собственным желаниям, делает то, что взбредёт в голову, не склонен к самоограничениям») и интересе к чужим делам («оказывает поддержку окружающим, активно интересуется их целями и желаниями, стремится к компромиссам»). Можно ли предположить, что все это является личностными свойствами? Ведь в психологии эти явления имеют свои корни и причины, давно открыты и изучены гораздо более обоснованно?
Принимая во внимание значимость проведенных Императивной Соционикой наблюдений, хотелось бы также поделиться своими мыслями.
- На самом деле «акцентуации психософской функции» часто описывают психологические свойства личности, которых у человека может и не быть или быть несколько сразу. Например, человек с 4В может обладать низкой самооценкой, которая приведет к его нерешительности и слабохарактерности, но при этом он может вполне активно интересоваться и помогать с чужими идеями и желаниями в качестве компенсации нереализованных своих. Тогда акцентуации получается две. Либо (если так не бывает) возникает необходимость каким-то образом «измерить», что же проявляется сильнее, а подобного диагностического инструмента на данный момент нет. Сами авторы упоминают метод наблюдения и анализа, которые хоть и уместны, но являются весьма субъективными с точки зрения методологии науки.
- Акцентуации могут оказаться частными ситуативными проявлениями личности человека, возможно, связанных с психософией. Например, 1Ф склонна в первую очередь думать о своих потребностях, но она также спокойно может переступить через себя ради потребностей другого человека, который в их реализации нуждается больше. Я думаю, что это вполне объясняется тем, что человеку может быть не чужда отзывчивость и готовность уступать в целом. Допустим, 2В обычно любит интересоваться желаниями других людей и мотивировать их к действию, но она также может отстать от человека после первой же просьбы и больше не поднимать вопрос. Можно предположить, что сработало банальное уважение личных границ и наличие чувства такта. А если перейти от этих простых примеров к более масштабным взглядам на то, что бывают разными истории, обстоятельства, люди… Психософский тип задает общий вектор, но в частных ситуациях могут быть нюансы. И, вероятно, дело тут именно в ситуациях, ее участниках и нюансах, а не акцентуациях. Вспоминается анекдот про Фрейда, говорящего, что «иногда банан – это просто банан».
- Также мною были замечены еще необъясненные моменты в данной теории акцентуаций. Так, например, на сайте указано, что 4В с акцентуацией на результативность делает человека похожим на 1В в плане, что он «подвержен своим собственным желаниям, делает то, что взбредёт в голову, не склонен к самоограничениям». Остается непонятным, каким образом акцентуированная результативность Четвертой Воли делает человека таким смелым? Если я верно понимаю теорию психософии, для этого еще как минимум нужно свойство высокости (чтобы была уверенность по аспекту). Но если затронуть акцентуацию 4В на высокость, получается схожесть с 2В, а это уже совсем другой образ.
Таким образом, можно предположить, что теория с акцентуациями свойств функций малообоснована и пытается пояснить то, что уже объяснено другими науками и типологиями.
Автор: Руслан Юсупов
|