О формировании ПЙ-типа
Я задумался о том, как же формируется ПЙ-тип и когда? Местами в интернете бытует мнение, что его становление приходится на возраст до 3 лет, однако не все так просто. Предлагаю вашему вниманию свою гипотезу, основанную на психологической теории, которая, в принципе, только поддерживает психософию и, более того, теория любви Афанасьева ею вполне признается.
Предлагаю вам свою гипотезу о том, как формируется ПЙ-тип.
Физика
Когда маленький ребенок появляется на свет, первое, с чем он сталкивается – это то, что у него появляются новые потребности: в питании, физическом уходе, сне и т.д. То есть, первым аспектом, с которым сталкивается маленький человечек – это Физика. Исследователи периодизации развития (З. Фрейд, Э. Эриксон, Д.Б. Эльконин и др.) отмечают, что в этом периоде развития формируется доверие или недоверие к миру, что в дальнейшем, в частности, выражается так же в смелости взаимодействия с окружающим миром. По мнению Э. Эриксона: «…матери формируют чувство доверия у своих детей благодаря такому обращению, которое по своей сути состоит из чуткой заботы об индивидуальных потребностях ребенка…». Я предполагаю, что те, у кого на данном этапе было сформировано базальное доверие – более смелые в своем взаимодействии с окружающим миром и не боятся с ним взаимодействовать, а при базальном недоверии – наоборот, не чувствуют себя уверенными в этом плане. Таким образом, ведущим свойством при формировании аспекта Физики является «субъектность – объектность» (высокая – низкая). У детей с базальным доверием, соответственно, формируется 1Ф или 2Ф, а с недоверием – 3Ф или 4Ф. В дальнейшем проявление других свойств этого аспекта и реализация других приводит к формированию точной позиции функции: Первой или Второй.
Эмоция
После аспекта Физики, в первые месяцы жизни начинает активно формироваться Эмоция. Первое, чем учится ребенок – это взаимодействовать с окружающим его социумом, а именно матерью или другом заботящемся о нем человеке. Поскольку речь у младенца неразвита, он в общении использует эмоциональные реакции. По мнению А.В. Аверина, попытки «угу»-кать, лепетать, улыбаться, пускать пузыри, вскрикивать – это все попытки младенца общаться. В этот момент начинается формироваться его эмоциональная сфера. И эмоциональное общение является ведущей деятельностью ребенка (ведущая деятельность – это та, которая проявляется чаще всего, и которая способствует развитию). Ведущим фактором, который влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, является его взаимодействие с взрослыми, характер которого обусловлен процессами подражания и заражения ребенка эмоциям взрослого. Таким образом, если значимый взрослый проводит довольно много времени с ребенком, общаясь с ним эмоционально, то ребенок лучше развивается и в дальнейшем легче осознает эмоциональную сферу своей личности и других. Исходя из этого, я делаю предположение о том, что ведущим свойством аспекта Эмоция является «осознанность – неосознанность» (процессионность – результатитвность). У детей, с которыми значимый взрослый проводит много времени, общаясь эмоционально, формируется 2Э или 3Э, в то время как у детей с дефицитом эмоционального общения – 1Э или 4Э. В дальнейшем проявление других свойств этого аспекта и реализация других приводит к формированию точной позиции функции: Второй или Третьей. Необходимо так же отметить, что у ребенка эмоциональные реакции часто зависят (а поначалу в принципе возникают) от того, насколько удовлетворены его потребности по Физике.
Воля
После аспектов Физики и Эмоции, в период с 1 года до 3 лет наступает время формирования волевой сферы личности и аспекта Воли. По мнению ряда исследователей (З. Фрейд, Э. Эриксон и др.) волевая сфера личности начинает формироваться, когда ребенок учится сам регулировать свою деятельность, в том числе связанную с физической и эмоциональной сферой. Ими же описан кризис 3 лет, при котором наблюдается пик проявления воли ребенка, и связано это с отстаиванием своих желаний, стремлений и решений. И хотя сами особенности этого процесса довольно сомнительны (бунт, протест, негативизм и т.д.), все же сохраняется смысл формирования отношения ребенка к своим желаниям и волеизъявлению. В случае, если его желания поддерживаются и удовлетворяются (или кризисные проявления преодолеваются гладко), в дальнейшем этот ребенок будет нацелен на реализацию в первую очередь своих стремлений. И наоборот, при подавлении воли ребенка и/или ориентировании ее желаний на чужие, он будет в будущем больше ориентироваться на реализацию стремлений других людей. Таким образом, я предполагаю, что ведущим свойством аспекта Воли является «интроверсия – экстраверсия» (принципиальность – непринципиальность). Необходимо так же учесть, что на данном возрастном периоде формирование воли не заканчивается, а лишь закладывается ее базис. По мнению ученых (Д.Б. Эльконин, Д.А. Леонтьев), в целом, формирование основных волевых качеств заканчивается в дошкольном возрасте, когда ребенок до этого проявлявший волевые качества спонтанно, начинает реализовывать их осознанно в ходе игровой деятельности.
Логика
Остается аспект Логика. Однако процесс формирования ее свойств невозможно представить в отрыве от предыдущих аспектов. Учеными (Л.В. Выготский, Ж. Пиаже и др.) отмечается стадиальность развития процессов мышления. Так, первая стадия – это наглядно-действенное мышление (1-3 года), при котором обязательным является физическое взаимодействие с осмысляемым предметом и его преобразование, без этого процесс осмысления является невозможным. При этом на процесс мышления могут влиять свойства аспектов Физики (взаимодействие с физическим миром) и Эмоции (отношение и реакции к деятельности). Следующий этап развития мышления – наглядно-образный (4-7 лет). При этом ведущим сопутствующим аспектом является Воля, так как теперь с помощью волевых качеств ребенок способен создавать и удерживать в голове образы предметов и осмыслять их, без необходимости реального физического манипулирования (однако способность к этому все же сохраняется). Последний этап развития мышления (после 7 лет) по мнению исследователей сопряжен с словесно-логическими операциями, а значит, в этом процессе так же принимают участие Воля, Физика и Эмоция вместе.
Взаимосвязь
Необходимо отметить так же цепочку формирования свойств, которые, проявляясь в аспектах, взаимоисключают друг друга и приводят к формированию психософского типа.
Примеры
Пример 1.
Например, у ребенка в младенчестве была создана ситуация доверия к окружающему миру, следовательно, у него либо 1Ф, либо 2Ф.
«Ф _ _ _» или «_ Ф _ _»
На втором этапе у ребенка обнаруживается осознанное отношение к эмоциональной сфере, следовательно, у него либо 2Э, либо 3Э.
«Ф Э _ _» или «Ф _ Э _» или «_ Ф Э _»
На третьем этапе у ребенка формируется позитивное отношение к собственным желаниям и целям, следовательно, у него 1В или 3В.
Остаются варианты «Ф Э В _» или «В Ф Э _»
Функция Логики (Четвертая) определилась самостоятельно при любом раскладе.
Следовательно, возможные типы при таком раскладе ФЭВЛ и ВФЭЛ.
Пример 2.
Допустим, у ребенка в младенчестве была создана ситуация недоверия к окружающему миру, следовательно, у него либо 3Ф, либо 4Ф.
«_ _ Ф _» или «_ _ _ Ф»
На втором этапе у ребенка обнаруживается осознанное отношение к эмоциональной сфере, следовательно, у него 2Э или 3Э.
«_ Э Ф _» или «_ Э _ Ф» или «_ _ Э Ф»
На третьем этапе у ребенка формируется негативное отношение к собственным желаниям и целям и стремление следовать чужим, следовательно, у него 2В или 4В.
«_ Э Ф В» или «_ В Э Ф»
Функция Логики (Первая) определилась самостоятельно при любом раскладе.
«Л Э Ф В» или «Л В Э Ф»
Выводы-гипотезы:
1. Формирование особенностей аспектов Физики и Эмоции начинается в период младенчества и связано с ведущей деятельностью ребенка и его социальной ситуацией развития.
2. Формирование особенностей аспекта Воли начинается в период раннего детства и связано с расширившимися возможностями ребенка.
3. Формирование особенностей аспекта Логики является завершающим и начинается в период раннего детства.
4. Развитие особенностей аспектов взаимосвязано и их взаимовлияние распространяется по мере их проявления. При этом, Физика, Эмоция и Воля оказывают влияние друг на друга, а положение Логики при любом сформированном раскладе остается неизменным.
5. У каждого аспекта есть свое ведущее свойство, задающее его местоположение в модели, а остальные свойства определяются в ходе реализации ведущих свойств других аспектов.