Первый способ.
Пожалуй, стоит начать с того, чтобы понять, какими аспектами оперирует человек: статичными (ЧИ, ЧС, БЭ, БЛ) или динамичными (БИ, БС, ЧЭ, ЧЛ). Когда ты много анализируешь и типируешь, то обычно в первые минут 15 уже складывается «картина мира» из ментальных аспектов.
Например, можно попросить человека рассказать о его любимой компьютерной игре и как в нее играть.
Статики описывают свою игру с позиции того, как она устроена, по какому принципу идет игровой процесс. Например, так: «Обычно раунд длится 10 минут. В бою участвуют две команды, ваша и соперника. В каждом команде может быть 4 вида персонажей: маги, воины, лучники и разведчики. Самый сильный маг, но обычно на дальнем расстоянии, вблизи он слабый. А воины, наоборот, почти неуязвимы в ближнем бою. Формируя команду, надо учитывать особенности каждого класса бойцов. И надо победить соперников. Обычно побеждает та команда, в которой войско наиболее сбалансированное. А вот карты в игре хоть все разные, но они всегда имеют общий контур круга и несколько смешанных дорог, перемежающихся небольшими аренами. В общем, игра довольно интересная, мне нравится в нее играть». В этом отрывке видно, что игру человек воспринимает как расстановку сил, силовой баланс команды, потенциал каждого персонажа и описывает механику игры в целом, объясняя устройство игрового мира.
Динамик эту же игру описывает с позиции того, как надо играть, что нужно делать и как развиваются события, а так же могут описывать свои ощущения. Например, так: «Игра, в которую я играю очень красочная, хотя и старая. Красиво прорисованы текстуры и персонажи. Смысл ее сводится к тому, что нужно выбрать какого-то персонажа, а потом играя в команде, нужно победить соперников. При этом нужно взаимодействовать. Маги прикрывают лучников, воины помогают разведчикам. Если ты берешь мага, то вообще нужно быть везде одновременно, следить за тем, кто из бойцов твоей команды ранен и пытаться его лечить. Я, например, всегда так и делаю. Вообще игра разворачивается постепенно. Сначала все осторожничают, к середине игры каждый воюет сам за себя и только к концу раунда, обычно формируются боевые мини-команды».
Второй способ.
Заключается в том, что в разговоре человек «прыгает» с витальных аспектов на ментальные. Но стоит помнить о том, что витальность аспекта не делает человека «немым» по своим вопросам. По ним он тоже может говорить, если намеренно обратить на него внимание, но все равно будет видеть рассматриваемый вопрос с позиции парного ментального. Например, описывая принципы работы соковыжималки, динамик будет пытаться делать это с позиции того, как с ней работать.
Например, предложите человеку порассуждать о том, кто такой друг и что для него значит дружба (типичный вопрос на БЭ).
Статик будет отвечать на вопрос про БЭ с позиции этого же аспекта (ибо он у него ментальный). Получится что-то вроде: «Друг – это человек, с которым тебе хорошо. Ты ему доверяешь, вы настолько близки, что он знает о тебе почти все. В целом, тебе нравится то, что делает. Нравится то, что он говорит. У вас одинаковые ценности ты чувствуешь, что тебе рядом с ним комфортно и приятно»
Динамик же «перепрыгнет» с витального аспекта БЭ на ментальный ЧЭ, и будет, скорее, рассказывать о поведении и поступках. Например: «Друг, это человек, который всегда рядом. Ты не успел загрустить, а он уже приехал в гости и пытается тебя развлечь. С друзьями можно ходить в кафе, гулять по городу, проводить много времени вместе. Друзья поздравляют друг друга с праздниками и вообще, готовы стоять друг за друга до конца»
Третий способ.
Более сложный, косвенный признак отличия речи статика от динамика, это ее характер.
Статики, обычно, в повествовании делят части истории на относительно независимые куски. Начиная о чем-то рассказывать, они не перескакивают на другие темы, пока не закончат текущую. Если же их отвлечь, они все равно стараются вернуться к тому, о чем они говорили, и закончить начатое. Их истории сопоставимы с отдельными лазерными дисками в упаковке, вроде, они один целый комплект, но вообще каждый автономен.
Речь динамика более «живая», в том плане, что она течет и переливается событиями. Начал рассказывать одну историю, динамик может от нее перейти к другой (не закончив текущую), каждое описываемое событие «цепляет» за собой еще одно событие. При этом часто динамик может увлечься настолько, что вообще забывает о том, с чего все началось. Если речь статика напоминает диски в коробке, то речь динамика – это цепь из большого количества звеньев, связанных между собой.
Руслан Юсупов
|